Компьютер и культура
(aka "Виртуальные технологии визуальной культуры")
Примерный план курса
- Введение. Культура. Техника. Компьютер. Методологические замечания.
- Компьютер и искусство. Уровни взимодействия компьютерных технологий с кинематографом и театральным искусством. Компьютерные технологии в современном изобразительном искусстве.
- Интернет как современный культурный феномен. Общение в Сети. Интернет и политика.
- Технология виртуальной реальности. Психология компьютерных игр.
- Компьютер и тело. Телесные аспекты взаимодействия с компьютером. Перспективы технобиологии.
- Компьютерные технологии визуализации и военные действия.
Семинары
26.09.2006: Компьютерные игры (интерпретация Игоря Бурлакова).
Вопросы
- Категория игры в культурологическом аспекте.
- Компьютерная игра и её отличие от традиционных игр.
- Механизм "погружения" в пространство компьютерной игры "от первого лица".
- Почему комьютерные игры в основом жестокие?
- Почему в компьютерные игры в основном играют мальчики/юноши/мужчины?
- Компьютерная игра как новый язык культуры.
- Люди играют в компьютерные игры. Зачем и почему?
- Негативные и позитивные аспекты увлечения компьютерными играми.
- Перспективы развития компьютерных игр.
28.09.2006: Виртуальная реальность (интерпретация Славоя Жижека).
Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. - 1998. - №1. - С. 119-128; №2. - С. 119-128.
Эл. версия: http://old.kinoart.ru/1998/1/25.html, http://old.kinoart.ru/1998/2/19.html
Вопросы
- В чем различие Реальности и Реального (по Лакану/Жижеку)?
- Почему компьютерные коммуникации способствуют децентрации субъекта?
- Почему виртульный мир агрессивен?
- Прокомментируйте тезис Жижека "Компьютер в ВР - окказиональный Бог Мальбранша".
- Почему широкие возможности коммуникаций оборачиваются "невыносимой замкнутостью"?
- Прокомментируйте различие между симуляцией и имитацией.
- Прокомментируйте противопоставление свободы выбора/потребности в господине в виртуальном пространстве, которое делает автор.
- Как виртаульная реальность влияет на различие между "естесственным" и "искусственным"?
- Как действует механизм идентификации в ВР?
- Перспектива будущего, открываемого киберпространством.
19.10.2006: "Матрица" как повод для рефлекcий.
- Матрица как философия. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. (Информация о книге)
- Как вариант:Прими красную таблетку. Наука, философия и религия в "Матрице". Ультракультура, 2003. (Информация о книге)
Вопросы
- Фильм матрица спровоцировал теоретический дискурс, потому что
- это разновидность "пятен Роршаха" (Жижек) для теоретиков - каждый видит, что хочет;
- фильм действительно поставил новые и актуальные вопросы;
- фильм сформулировал на визуальном языке старые вопросы, что не могло оставить равнодушным теоретиков;
- теоретики откликнулись на интерес большой аудитории фильма к отвлеченным проблемам (которыми традиционно занимались теоретики);
- им лишь бы поговорить, неважно о чем;
- другое (что?).
- Если человек пребывает в мире иллюзий, как он может это понять? Имеет ли смысл возможность Матрицы? (Эссе Сцены 1. Откуда нам знать?)
- Злой Демон Декарта, Злой ученый Питера Ангера, «Мозг в банке» Хилари Патнэм, «Машина опыта» Нозика
(Дж. Эрион, Б. Смит «Скептицизм, мораль и «Матрица»», Т.Шик. Судьба, свобода и предвидение)
- "Свобода от" и "свобода для". Могут ли решать за себя обитатели реального мира, или всё для них предопределено?
Свобода – величайшее благо? Единственная по-настоящему важная возможность? (Кант)
Исключает ли знание будущего существование свободной воли? (Эссе сцены 2. Пустыня реальности: Т.Шик. Судьба, свобода и предвидение)
- Разбил бы я вазу, если бы она ничего не сказала? Предсказание, как моделирование будущего. (Т.Шик. Судьба, свобода и предвидение)
- Реальный и нереальный: два мира, противопоставенные друг другу, или единое целое?
Почему смерть в «Матрице» влечёт за собой смерть в реальном мире? (Дж. Грация, Дж. Сэнфорд. Метафизика «матрицы»)
- Религиозный плюрализм в «Матрице» (Г. Бассам. Религия «Матрицы» и проблемы плюрализма)
- Невыносимо ли подлинное знание? (Дж. Мак-Магон. Глотаем горькую пилюлю: экзистенциальная подлинность в «Матрице» и «Тошноте»)
- Ценность человеческой плоти в «Матрице» (С. Фриланд «Проникаем в Киану: новые дыры на старый лад»)
- Сможет ли симулированная реальность стать предпочтительнее нормальной реальности? (Д. Веберман. Симуляция в «Матрице» и эпоха постмодерна)
- Фрейдистские мотивы в «Матрице» (С.Жижек. Матрица, или две стороны извращения)
Дополнительная литература
- Браславский П.И. Театр и его двойник - виртуальная реальность // Известия Уральского государственного университета, 2003. - №27. - С. 167-176. - http://virlib.eunnet.net/proceedings/N27_03/win/19.html
- Браславский П.И. Виртуальная реальность - новое лицо войны //Исследовано в России. - 2003. - Т. 6. - С. 1064-1073. - http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/100.pdf
- Браславский П. И., Данилов С. Ю. Интернет как средство аккультурации. Препринт. (PDF).
- Винер Н. Творец и робот. Обсуждение некоторых проблем, в которых кибернетика сталкивается с религией. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966. - 104 с.
- Власенко О. Феноменология телесности в киберкультуре. [Электрон. ресурс] - http://tfk1.narod.ru/telo.htm
- Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени / Эссе. - М.: Независимая газета, 1997. - 254 с.
- Генис А. Гипертекст — машина реальности // Иностранная литература. – 1994. – №5. – С. 248 – 249.
- Генис А. Книга книг. Комментарий к одному изобретению // Иностранная литература. – 1999. – №10. – С.166-168.
- Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. - Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер. с фр. - М.: Раритет; Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.
- Добротворский С. Восприятие стандарта // Искусство кино. – 1994. – №2. – C. 75-83
- Жижек С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру. [Электрон. ресурс] - http://www.ukma.kiev.ua/pub/MWT/Text/Zizek/ - 05.04.2004.
- Кастельс М. Галактика Интернет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека (Выдержки из книги Understanding Media: the Extensions of Man. N.Y., 1964) // Искусство кино. - 1994. - №2. - С. 67-74.
- Манович Л. Археология компьютерного экрана: экран и тело // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. - М., 1998. - С. 176-182.
- Тарасенко В.В. Человек Кликающий: фрактальные метаморфозы [Электрон. ресурс] - www.iph.ras.ru/~vtar/met.doc - 10.10.2002.
- Barlow J. P. A Declaration of the Independence of Cyberspace - http://www.eff.org/~barlow/Declaration-Final.html
Темы письменных работ
- Флэш-анимация: новый жанр искусства?
- Компьютерные спецэффекты: новая эстетика кино?
- Нелинейность сюжета в кино и компьютерных играх (примеры, аналогии, различия).
- Неформальное общение в интернете: чаты, форумы, блоги.
- Как мобильные телефоны влияют на нашу культуру?
- Электронная музыка (технологии, эстетика, особенности и т.д.).
- Компьютерные технологии в театре.
- Компьютерные технологии в современном искусстве (как вариант - на примере местной группы "Куда бегут собаки").
- Компьютерная литература (технологии, отличие от традиционной, эстетика, новые взаимоотношения между читателем и писателем).
- Особенности репрезентация военных действий в новостных телевизионных передачах (можно сравнить с кино).
- Зависимость от компьютерных игр (компьютерные игры как наркотик).
- Компьютерные игры: анализ тем и соджержания ("про что").
- Компьютерные игры: анализ виртуального опыта (чем опыт игры отличается от реального, как его оценивают сами игроки).
- Жанр "киберпанк" (С. Лукьяненко, У. Гибсон и др.)
- Порнография в интернете (особенности распространения, причины популярности, возможные методы борьбы).
- Интернет как инструмент политики (как интернет используется в политической оборьбе, обратить внимание на особенности инетрента по сравнению с другими СМИ, как вариант: сравнить пресс-конференции Путина 2006 года в интернете и по ТВ).
- Интернет как модель политической системы (идеи о кибер-демократии в духе Барлоу и реальность чатов, форумов, блогов).
- Интернет: пространство реализации вытесненного из реальной жизни. (формирование виртуального героя, социализация подростков и т.п.)
- Интернет: модель новой экономики. (~Кастельс, горизонтальные структуры, самоорганизация)
- Хакерская субкультура (кто такие хакеры, почему можно говорить о "субкультуре").
- "Большие мифы" компьютерной индустрии: IBM, Microsoft, Macintosh, Linux (как связаны идеи и капитал?).
- Перспективы технобиологии: станем ли мы киборгами? (культурные аспекты высокотехнологичных имплантантов и протезов).
- Пластическая хирургия, бодибилдинг: операциональный подход к телу.
- Социокультурный феномен блогов в интернете.
- Интерактивность в современном искусстве (ТВ, литература, театр, изо) и компьютерных играх (примеры, аналогии, различия).
NB: одно "культурологическое эссе", один реферат по свежим "околокультурологическим" публикациям; срок сдачи - 14 декабря 2006 года.
Фильмы
- Метрополис
- Новые времени
- Влюбленный Тома
- On_Line
- Матрица
- Экзистенция
- Бразилия
- Робот-полицейский
- Джонни Мнемоник
- Искусственный разум
Ссылки
- http://www.russ.ru/netcult/
- http://www.nethistory.ru
- http://bd.fom.ru/map/projects/internet
- http://www.ku.edu/~ievr/
- Флеш анимация
Павел Браславский, pb(at)kansas.ru
01.11.2006
Адрес этого документа http://www.kansas.ru/cc/